Все дороги ведут через Мангуп

Это путешествие носило, скорее, экспедиционный, а не походный характер. Да, да, скорее, экспедиционный. Почему? Да потому, что привыкли к высокогорному спринту, когда останавливаемся только вечером, а «под рюкзак» становимся с рассветом…  Да часто так бывает, что учимся заново и открываем что-то новое, даже имея солидный багаж опыта за плечами. Так вот, экспедиционный характер потому, что две дневки подряд с радиальными выходами после полудневного перехода и так все путешествие. Даже Жюли после возвращения сказала, что ожидала, чего-то тяжелого и экстремального зная о наших предыдущих путешествиях. Да мы и сами, с Андре,  удивились, честно говоря, расслабленному и прогулочному графику передвижения. Ну да ладно, обо всем по порядку.

В дорогу.
Вечером, на вокзале, ожидая свой поезд, встретили группу старых приятелей, таких же непосед, с которыми раньше приходилось путешествовать. Оказалось, что едем одним поездом и, на удивление, в одном направлении. Впереди - «Крым – страна чудес», именно так я для себя его определил еще в детстве, когда впервые в него попал. Так как предполагалось путешествие по «пещерным городам» и «пещерным монастырям» сразу у наших обеих групп, то естественно возникло предложение о соединении групп и маршрутов. Этому способствовало и то обстоятельство, что у «параллельщиков» в составе были историки и археологи, что, на мой взгляд, очень важно в таком путешествии. Обсудили с Андре и Жюли. Возражений не последовало, даже наоборот. Короче, все «за». И совсем не смутило, что наш рацион был рассчитан на 4 дня, а замахнулись более чем на неделю. Вот и ладненько. На том и порешили.

День первый.
Симферополь нас встретил теплом и весенней лаской. Забросив за плечи рюкзаки, запрыгнули в электричку в Бахчисарай (только в Крыму можно встретить столь поэтические названия – Дворец-сад). Уже подъезжая, мы очаровывались видом гор и долин. Немного «дозаправились» на местном базаре, рядом с вокзалом, и скорее туда, ради чего мы все здесь оказались. Горы. Горы! ГОРЫ!!! Природа, почти нетронутая. Ну ладно, пусть нам так, просто казалось, или хотелось этого.
Ну как можно не восхищаться видом Бельбекских ворот. Невольно мозг переводит тумблер «фантазия» в положение «вкл.». Кажется, вот-вот появится украшенное перьями лицо Гойко Митича. Как же разнообразна крымская природа, какие ландшафты.
Итак, выгружаемся в Малом Садовом. Последние регулировки и подгонки рюкзаков. Фото и видеотехнику на шеи, палки в руки… Вперед и вверх, а там…
А там все утопает в зелени, жаркое лето еще не успело спалить и высушить листву. Над нами с обеих сторон скалы. Подъем. Сколько же вокруг интересного. Решили остановиться прямо под стенами Сюйреньской крепости, так сказать, прикоснуться к истории. Прикоснулись и не однократно, т.к. ближайший родник находится на противоположном склоне соседнего отрога, т.е. в другом ущелье. Двинулись в Челтер-Коба. А возле родника нас ожидал сюрприз – купель, пополняемая родниковой водой. Ух! Бодрит! Хоть и тепло на улице, а окунуться не проще, чем в Крещение в проруби на Днепре. А второе прикосновение к истории – это Пещерный мужской монастырь великомученика Феодора Стратилата. Впечатляет увиденное. Храм, кельи.
А какой вечером вид из крепости.

День второй.
И утром не хуже. Туман заполнил долину. Просто сказка. Уходить отсюда не хочется, а нужно. Нужно, потому что сегодня должны быть под Мангупом и там встретиться с другой группой нашей команды, совершавшей велопутешествие. Спускались мы той же  тропой, по которой вчера поднимались. А тропа изменилась до неузнаваемости. Цветов больше, чем на клумбе, ну… как в цветочном магазине. И орлы парят над нами. И выше орлов, только небо и Сфинксы на Узун-Тарла – главное украшение Каралезской долины.
Как-то вдруг нам открылась величественная панорама Мангупа. У подножия - озеро, которое скрывает в своих водах византийский храм. Зеленая лужайка, на которой успели покататься на лошадях в ожидании другой группы. Мангуп манил, Мангуп завораживал, Мангуп приковывал взгляд. Краем уха я постоянно слышал обрывки различных историй и легенд связанных с ним. И ни одной не прослушал полностью, что само по себе разогревало интерес.
Встреча с друзьями состоялась. Совместный ужин, долгие разговоры у костра. Обсуждение планов и как же здесь не поделиться эмоциями от увиденного.

День третий.
Ну, на то они и дороги, что бы сходиться и расходиться. Поэтому, как ни грустно, а приходится прощаться с друзьями. Велогруппа уходит в Севастополь. Мы же, собрав лагерь, двинулись к Хаджи-Сала.
Последние метры перед подъемом изобилуют сувенирной продукцией. Среди разной бутафории, запали в душу фотографии обработанные в фотошопе. Настоящие, художественные, с сюжетом. И опять же краем уха улавливаю истории о тайнах Мангупа. Манит, манит Мангуп. Я влюбился в эту гору еще до того как поднялся на нее. А интерес к ней все возрастал. Наша тропа пролегала в ущелье Табана-Дере (Ущелье кожевников), а это хоть и самая короткая дорога на плато, но и самая крутая. Да и дорогой то ее и не назовешь. Душа пела на подъеме, и даже вид караимского кладбища не испортил настроение. Какой здесь простор для историков, археологов и даже «непосвященных» любителей истории. Под ногами валяются черепки от глиняных сосудов, которым около 1000 лет.
Уже на самом плато мы воссоединились с «параллельщиками». Дальше двинулись вместе на западный мыс Мангупа – Чамны-бурун (Сосновый мыс), а вот почему он «сосновый», я понял только на следующий день. Разбили лагерь у башни и остатков крепостной стены. От вида вокруг нас захватывало дух. Долго любовались видом Адым-Чокракской долины и балки Ураус-Дереси. Даже когда стемнело. Даже когда закончился салют в Севастополе. Мы просто не могли оторваться.

День четвертый.
Самые сильные впечатления об этом путешествии – это чистый воздух с запахом можжевельника и неумолкающее пение птиц, ни на минуту, ни днем, ни ночью. А фауна на Мангупе богатая. Ну как здесь можно спать спокойно (в городском шуме привычнее). Поэтому, встав ни свет -ни заря, я решил пофотографировать. Благо ночной дождь прекратился и уже забрезжил рассвет. Солнышко осветило восточные склоны в ущельях, очертив причудливо тени. К сожалению, побаловала погода не долго. Позавтракав, отправились изучать плато в тумане под моросящим дождем. Но разве может остановить такая мелочь пытливые умы? Мы же видели Тешкли-Бурун (Дырявый мыс) снизу, теперь никакой дождь не остановил бы нас, когда мы были уже рядом.
Не знаю, как передать нахлынувшие эмоции, когда мы увидели строения княжества Феодоро. Наверное, что-то подобное я ощущал, прикасаясь к стенам Софиевского собора или Киево-Печерской лавры. Вот здесь приближаешься к пониманию вечности.

А ведь у Мангупа интересна не только история и биология. А геология! Даже погода и то загадка, ребус. Ближе к вечеру, незадолго до заката, боги Олимпа смилостивились и подарили нам еще целый час хорошей погоды. Андре предложил осмотреть Чамны-Бурун (Сосновый мыс). Вот же неугомонный исследователь. Тридцать лет его знаю и удивляюсь, почему его имя еще не стоит в одном ряду с Ломоносовым или Капицей. Дорога к мысу пролегла через лиственный лес, который постепенно перешел в смешанный. До сих пор я думал, что видел всевозможные красоты природы. Восхищался, но уже не думал, что смогу удивиться. Когда же мы с Андре вышли на самую оконечность мыса, только и смогли произнести «Ого!!!». Стояли молча – смотрели. За сосновым редколесьем открылась величественная панорама. Словами это не передать, это должен увидеть хоть раз в жизни каждый человек. Иначе жизнь будет прожита зря.

И снова мангупская мистика, в фотоаппарате садятся аккумуляторы. Смотри, а запечатлеть – табу. Любуйся, но не долго, вскоре накатили тучи. Снова сырость, слякоть, дождь. Мангуп дозировано открывает свои красоты, не отдает всего сразу. Как будто приглашает посетить его вновь. Перед сном мне подумалось: «а может гора живая?».

День пятый.
Может и глупые мысли для человека живущего в ХХI веке, но в следующий раз Мангуп показал свои красоты, когда мы спустились к подножию у Хаджи-Сала. Еще ненадолго его отроги осветило солнце. Не то прощался с нами, не то завлекал еще. И не зря у подножия такой загадочной горы расположена чайхана с самой вкусной крымско-татарской кухней, которую я пробовал.

А к обеду мы были у другого исторического места - городища Эски-Кермен в ущелье Черкес-Кермен. Интересное фермерское хозяйство. И чему мы здесь только не удивлялись. Номера-люкс вырубленные прямо в пещере, причудливые «статуи» скальных отрогов, а главное несметное количество вьетнамских свиней свободно гуляющих по долине. Захотели – направо, не захотели – налево… Оба склона ущелья в их распоряжении. За загородкой не сидят, жирок не нагуливают. Наверное, потому и такие спортивно поджарые, не путать с поджаренными, хотя, за отдельные деньги и эта услуга предоставляется. Да и поведение у них совершенно не «свинское», скорее как у домашних собак. Попрошайничая, виляют хвостиками, мы за стол и они рядом восседают. Ждут, что перепадет. Умора.

День шестой.
Утром, налегке, помчались осматривать пещерный город Эски-Кермен. А места оказались давно знакомыми. Ну-ка, поройтесь в памяти. Мы здесь уже бывали с Хоакином Мурьеттой, с 9-й ротой и еще много раз. Так, что места эти знакомы нам с детства.

И дрожь пробирает от такого прикосновения истории. Не одно столетие под небом стоят эти стены, видели много, пережили. И когда стоишь, прикоснувшись к ним, то кажется, что и сам переживаешь все происшедшее с ними. Вышли через Главные городские ворота и снова погрузились в зеленое царство флоры. Смакуя каждый шаг и каждый глоток ароматного воздуха в тот день, мы еще посмотрели действующие пещерные монастыри Челтер и Шулдан. И вот здесь поразило совсем другое. Какой нужно обладать верой в Бога, чтобы суметь вот так уйти от мира. Какой силой духа обладать, чтобы вырубить кельи и храмы в скалах. Обрести тишину и покой в обители и в душе. В Шулдане мы долго беседовали со смотрителем, единственным обитателем монастыря, отшельником отцом Анатолием. Как он сам сказал: «Монах - от слова моно, один». Лет шесть уже не спускался вниз. Вот такие повороты в судьбе бывшего офицера, участника боевых действий. Вот такое соседство вечного и мимолетного. Спускались мы задумавшись, может каждый думал о своем, а может о едином – Вечном, без начала и без конца.

День седьмой, последний.
Шестым чувством мы уже понимали, что сегодня уезжаем. Билеты уже были куплены. Но как же хотелось оттянуть этот момент. И мы выпросили у жестокого времени отсрочку. Позавтракав, сбегали на Кыз-Куле (Девичья Башня). Сбегали – это условно. Во-первых, это рядом с нами, во-вторых, пришлось ползти, лезть, карабкаться по веревке (снарягу с собой не брали, да она здесь и не нужна).

Услышали еще одну легенду о девушке, сбросившейся с этой башни. Жило ли в Крыму столько девушек, сколько существует подобных легенд. На все легенды ни девушек, ни башен не хватит.
И дай Бог, чтобы и девушек, и легенд, и башен хватило не только на наш век, но и внукам с правнуками осталось.

Май, 2010

ZeSmile   (02.04.2012 06:43) [Материал]
кльово

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.